Лицензия

Защита бизнеса -
дело профессионалов

Мошенничество в бизнесе

Раскрытие мошеннического замысла осложняется тем, что по своей форме большая часть мошеннических операций в исходном пункте (когда нечто заманчивое и желаемое предлагается) и нередко по их завершению (когда жертвы остаются «наказанными») практически ничем не отличаются от обычных нормальных деловых сделок. Сущность мошенничества раскрывается в сравнении с другими преступлениями против собственности. 


Если грабеж — это открытое силовое перераспределение имущества или прав на него, если воровство — это тайное изменение собственника материальных средств, если шантаж — это передача собственности или прав на нее под страхом компрометации объекта преступления, если рэкет — это изъятие части прибыли организации под угрозой применения насилия, если взяточничество — это использование служебного положения работниками государственных служб для получения «мзды», то мошенничество — это преступление, в результате которого его жертва добровольно передает часть своих материальных средств в какой-либо форме мошеннику. Основой такой «странности» является обман одним лицом (или группой лиц) другого лица (или группы лиц, или организации) и невежество жертвы мошенничества по предмету сделки. Используя невежество людей, мошенник вводит их в заблуждение относительно возможных выгод от участия в предлагаемых мошенником операциях (например, чрезвычайно привлекательные проценты на вклады. Перспективы изменения личного положения или возможностей организации, удобства от использования технических или технологических новинок, чудодейственное лекарство и т.д., и т.п.). 

Раскрытие мошеннического замысла осложняется тем, что по своей форме большая часть мошеннических операций в исходном пункте (когда нечто заманчивое и желаемое предлагается) и нередко по их завершению (когда жертвы остаются «наказанными») практически ничем не отличаются от обычных нормальных деловых сделок. К тому же субъект мошеннической операции во многих случаях оказывается для потенциальных жертв мошенничества более предпочтительным в личном отношении (его обходительность, готовность идти навстречу пожеланиям, его внешность, поведение...). На высшем уровне мошеннического мастерства операции ведут люди с имиджем, настолько отличающимся от имиджа многих бизнесменов и государственных служащих, что предпочтение в выборе, с кем иметь дело, решается людьми в пользу деловых контрактов с мошенниками. 

Актуальность проблемы определяется пониманием огромной отрицательной значимости невнимания к проблеме мошенничества в условиях формирования рыночных отношений в России. По данным американских исследователей (R. Andrews, B. Browers), тридцать процентов всех случаев краха предприятий в США вызваны действиями мошенников. Мошенничество лидирует в сфере незаконного перераспределения собственности. При этом характерна тенденция к возрастанию доли доходов от «интеллектуальных» преступлений. 

Структура мошеннической операции. Структур мошеннических операций чрезвычайно много. И это связано с разнообразием человеческой деятельности. Нет, пожалуй, сферы, в которой бы не представили себя «белые воротнички» преступного мира. Но всюду в этих разных сферах имеются обязательные (повторяющиеся) компоненты организации мошеннических операций. Это: 

-замысел; 

-поиск объекта; 

-его вовлечение в «дело»; 

-стимуляция к добровольным вложениям; 

-уход мошенников от ответственности или организация прикрытия. 

Для примера покажем в сокращенной форме «алгоритм» мошеннической операции в сфере инвестирования. 

Несколько упрощая, структуру мошеннической операции здесь можно свести к следующим «шагам»: 

1.Замысел. Определение области деятельности будущих жертв, способов «работы» с ними, определения средств ухода от ответственности. 

2.Поиск «клиента», т.е. человека, чьи возможности (доходы) и личностные качества (доверчивость прежде всего) позволяют надеяться на успех замысла. 

3.Исследование клиента на предмет выявления личностных слабостей, на которые следует опираться в его «обработке». 

4.Организация «случайного» контакта с клиентом, результатом которого должна стать ненавязчивая передача информации о чрезвычайно или просто достаточно выгодных условиях сотрудничества с мошеннической фирмой. 

5.Вовлечение (ненавязчивое) «клиентов» в обсуждение перспективы сотрудничества. Чаще всего осуществляется на «нейтральной» почве (вне прямого контакта с первым лицом в фирме мошенников). 

6.Латентная (скрытая) атака на клиента в форме предложения о совместной деятельности, обращенной сразу к нескольким партнерам одновременно, из которых по крайней мере один — «подсадная утка», назначение которой придать афере характер выгодной и безопасной сделки. 

7.В случае возникновения практической заинтересованности жертвы к сотрудничеству  — заключение юридически грамотно оформленного контракта. 

8.Создание стимулирующей информационной среды с целью введения клиента в стрессогенное состояние в связи с «объективно» сжатыми сроками реализации контракта в части соединения капитала в интересах будущих «весьма серьезных» прибылей. Это то, что можно назвать созданием ситуации, в которой у нормального человека возникает опасение «не успеть» и потому потерять выгодные возможности. 

10.Организация краха «общего» предприятия и «утраты совместного» капитала. 

11.Идеологическая обработка клиента-жертвы в ключе сюжетов об общих потерях, из-за «не зависящих от организаторов дела» форс-мажорных обстоятельств. Иногда эта обработка ведется столь успешно, что обманутый клиент на оставшиеся средства пытается «вместе» с партнером восстановить союз двух организаций ради продолжения дела. 

12.Запуск заранее подготовленного механизма защиты организации от возможного подозрения в мошенничестве и привлечения к уголовной ответственности. У некоторых крупных мошеннических организаций совокупные расходы на обеспечение безопасности достигают иногда 20 — 30% от выигрыша. Здесь самые разнообразные подкупы с целью не допустить до официального (а тем более судебного) рассмотрения вопроса. Главное — не допустить доказательной огласки фактов мошенничества и «потери лица». Деньги, затрачиваемые на эти цели для мошеннической организации в случае успеха защиты, не являются бросовыми. За счет организации новых афер под другими вывесками и с другими клиентами мошенникам нередко удается быстро возместить эти расходы и укрупнить свой капитал. 

Мошеннический «спектакль». 

В крупномасштабных аферах реализация «алгоритма» осуществляется в форме спектакля, нередко с большим числом участников, которые выполняют все шаги «алгоритма», либо совместно, либо по одиночке. Здесь и «случайные» информаторы, передающие сведения о «добросовестности» и «ответственности» организации мошенников; здесь и организаторы печатных материалов о выгодах сотрудничества с фирмой мошенников; здесь и прямые «свидетели» успехов всех тех, кто сотрудничал с этой фирмой; здесь и инициаторы телеграмм и писем (по типу писем и телеграмм, приходивших перед телевизионными сеансами психотерапевту А. Кашпировскому от... А. Кашпировского по поводу успехов... А. Кашпировского), здесь и безопасность фирмы; здесь все то, что должно характеризовать, показывать и подтверждать надежность организации мошенников и их личную порядочность и добросовестность. 

Субъект и объект мошенничества. Под субъектом мошенничества понимают человека или группу людей, сознательно осуществляющих обман других людей ради незаконного получения ценностей объекта мошенничества. Последний является страдающей стороной в итоге мошеннического действия. Многие американские исследователи считают, что мошенником может стать каждый человек в определенных условиях. Такой подход практически бесплоден, т.к. в нем не учитываются личностные особенности человека, обусловливающие его предрасположенность (склонность) к мошенническому способу перераспределения собственности или прав на нее... К тому же сами упомянутые авторы противоречат своему собственному тезису, когда приводят статистические данные распределения честных и нечестных граждан США. 

В нашей трактовке мошенника мы исходим из того, что успешным, то есть таким, которого следует опасаться, может быть такой человек, который наделен определенным набором интеллектуально-психологических и этических свойств. 

Объектом мошенничества в принципе может оказаться любой человек. Но наибольшая вероятность таковым оказаться у того, кто, во-первых, как и мошенник, хотел бы быстро и без затрат обычных трудовых усилий обогатиться. В этом пункте многие жертвы по мотивам тождественны самим мошенникам. Во-вторых, наиболее предрасположен к роли жертвы человек, характерной психической особенностью которого является внушаемость (податливость, уступчивость...). В-третьих, жертвы мошенничества – это, как правило, невежественные люди в тех именно сферах, где действуют мошенники. В-четвертых, жертва мошенничества — это человек, в высшей степени наделенный потребностью жить с верой в людей, и потому у них часто отсутствует необходимая критичность к сомнительным и подозрительным начинаниям и предложениям мошенников. В-пятых, объектом мошенничества чаще всего бывает человек, у которого чрезвычайно выражена зависимость в принятии любых решений от позиций, мнений, точек зрения других людей и внешних обстоятельств. 

Существует в принципе две области, в которых необходима защита от мошенничества. Первая — это организации (предприятия, фирмы, корпорации, компании...). Второе — отдельные люди. В развитых странах в организациях для предотвращения внутреннего мошенничества (со стороны сотрудников) и для предупреждения мошеннических акций деловых партнеров применяются целые системы программирования защиты организаций от мошенничества. Важнейшим среди элементов этого программирования является создание фильтра в службах персонала и такая организация работы, которая делает прозрачной любые отклонения в работе от закона. 

Успех личной защиты человека от посягательств мошенников прямо зависит от его психологических возможностей и установок. Но будь то организация или отдельный человек, возможности не стать жертвой мошеннических действий решающим образом зависят от способности работников распознавать мошеннические действия партнеров или сослуживцев. Без распознавания готовящейся мошеннической акции или без распознавания лиц, способных такие акции осуществлять, говорить о защите от мошенничества бессмысленно. Это ключевой вопрос предупреждения мошенничества в организациях и в личной деятельности людей. В мире, в том числе и в России, накоплен некоторый опыт распознавания мошенничества по признакам деятельности и по субъективным признакам людей, склонных и способных организовывать и осуществлять мошеннические операции. В ряду многих методов распознавания можно указать на наиболее результативные. Это прежде всего прогнозно-диагностическая система «Типология-8», отображающая антропометрические и конституционные признаки людей, свидетельствующие о склонности к мошенничеству. Это также графометрическая методика «Подпись — Почерк — Личность (ППЛ)», позволяющая вне прямого контакта с людьми по особенностям их почерков и подписей делать достаточно весомые заключения и о возможностях (склонностях), и о реализуемости этих возможностей в их деятельности. Существует возможность использовать для целей распознавания мошеннических склонностей и способностей и латентные опросные методы. Пока что они представлены лишь одной методикой БАРК, позволяющей в диалоговом режиме с большой достоверностью выявлять склонности людей — вести бизнес цивилизованно или же вопреки законам. Пределы применимости этой методики не очень велики. Ее можно использовать лишь внутри «фильтра» кадровой службы среди других опросных методик, не имеющих отношения к проблеме выявления мошеннических признаков людей. Особое место среди методов распознавания занимает система «Резонанс», отличие которой заключается в том, что необходимая информация о мошеннических возможностях получается за счет анализа вибрационных голосовых характеристик людей.

© www.hoster.zp.ua
Яндекс.Метрика